Антиутопии XXI века. Главный подростковый жанр

young adult

Подростковые годы — время, когда человек начинает интересоваться социальным устройством мира вокруг, подмечать особенности взаимодействия отдельных людей, разделять «общественное» и «индивидуальное». Это любопытство, этот поворот от себя к окружающим — лучший момент, чтобы обратиться к книгам, описывающим место человека в социуме.

Жанр, наиболее подробно разрабатывающий эту тематику, — антиутопия. Со времен замятинского романа «Мы», через «О дивный новый мир», «1984» и «451 градус по Фаренгейту» к «Голодным играм» — он прошел непростой, но очень интересный путь, разветвился и усложнился. Издательство «КомпасГид» собрало в своей коллекции несколько разноплановых подростковых антиутопий — на любой вкус и опыт.

Сверре Кнудсен. Фабрика без сердца

На кого рассчитана. Читатели от 12 лет, любящие истории о первой влюбленности.

О чем книга. Герои этой книги работают на огромной фабрике, на верхних этажах которой, как водится, — почти ничем не занимающиеся начальники с сумасшедшими зарплатами. На нижних этажах — трудяги, которые, словно муравьишки, день ото дня улучшают технологии производства вафель и придумывают, как эти вафли лучше продать. Но мало кто знает, что есть еще и подземные этажи — и вот это настоящий ад на земле…

Ключевой конфликт. Главной героине, Марит, предстоит сделать выбор между карьерой и личным счастьем, а заодно спасти от угнетения несколько десятков рабочих циклопической фабрики. Одна против системы, складывающейся годами, она поймет ее устройство изнутри благодаря собственному усердию и чуткости к чувствам других людей.

На что похожа книга. Роман Евгения Замятина «Мы» и фильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».

Роберт Зоннтаг. Сканеры

На кого рассчитана. Читатели от 13 лет, увлеченные компьютерными играми и гаджетами, а к книгам обращающиеся очень неохотно.

О чем книга. 25-летний Роберт Зоннтаг — главный герой и, не поверите, автор книги — живет в мире близкого будущего и работает литературным агентом. К 2035 году значение этого словосочетания коренным образом изменится: литературные агенты на службе ООО «Скан» не сводят писателей с издателями, а сканируют бумажные книги для публикации и сохранения их в Ультранете. Чтобы накопленные человечеством знания были доступны всем в электронном варианте, без глупого анахронизма — макулатуры. Отсканированное, естественно, перестает существовать как физический носитель, книг на планете остается все меньше и меньше, а к «сохраненному и доступному всем и каждому» не обращается никто. Зачем читать, если весь день занят просмотром рекламы, фильмов и подлинных записей с чужих Примочек (устройства, напоминающего очки Google Glass)?

Ключевой конфликт. Герою предстоит разобраться с собственными стереотипами и преодолеть инерционность сознания. Он настолько привык думать, что мир устроен разумно и логично, что долгое время не верит в очевидную стороннему наблюдателю (читателю) вещь: сканирование книг — это не спасение текстов, а уничтожение. Безвозвратное.

На что похожа книга. Роман Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и сериал «Любовь, смерть и роботы».

Ковеларт Ван. Томас Дримм. Конец света наступит в четверг

На кого рассчитана. Читатели от 13 лет, ценящие хорошие истории с яркой выдумкой.

О чем книга. Здесь изображен мир будущего, где большинство людей заняты не работой, а беспрерывными азартными играми: рисковать и надеяться на удачи — по сути, их гражданский долг. Среди более-менее узнаваемых профессий в их вселенной — например, работа в службе психологической поддержки: помогать справиться со стрессом тем, кто сорвал куш, или наоборот потерял все.

Ключевой конфликт. Томас Дримм — 13-летний мальчишка, на чьи плечи падает нелегкая доля спасать планету. Правда, относится он к этому скептически, если не сказать отрицательно: эта священная миссия свалилась на него вдруг ни с того ни с сего. Ему, довольно ленивому и, как он сам говорит, «посредственному» человеку, куда интереснее запускать воздушных змеев, чем противостоять грядущему Армагеддону.

На что похожа книга. Роман Бернара Вербера «Муравьи» и фильм Нила Бломкампа «Элизиум».

Павел Верещагин. Рецепт одной войны

На кого рассчитана. Читатели от 14 лет, не слишком высокого мнения о педагогических талантах своих учителей.

О чем книга. Небольшой городок Мильхенбург славится двумя давними традициями: жители левого берега реки варят вкуснейший шоколад, обитатели правого — готовят вафли, равных которым нет нигде на многие километры. Между двумя берегами тянется тихое соперничество: одни считают, что именно они приносят деньги и престиж всему городу, другие — что это без них не было бы счастья в Мильхенбурге. Но дальше шуток это противоборство не распространяется: городок-то и правда благополучный.

Однажды сюда приезжает талантливая и прогрессивная педагог Доротея Нансен. Она поселяется на «вафельном» берегу, устраивается в школу — и быстро очаровывает многих учеников и коллег. Созданная ею волонтерская организация «Воины Железного Кулака» призвана бороться за «чистоту» правого берега: адептам шоколада и верящим, будто именно шоколад приносит городу славу, здесь не место! Начавшаяся как милая обучающая игра, эта история перерастает в настоящую войну между двумя прежде дружелюбными районами — к ужасу юной Жюли и ее возлюбленного Жан-Жака: они-то живут на разных берегах.

Ключевой конфликт. Известен со времен «Ромео и Джульетты»: как сохранить себя и свои чувства в условиях, совершенно к этому не располагающих, под колоссальным общественным давлением?

На что похожа книга. роман Тода Штрассера «Волна» и его экранизация «Эксперимент 2: Волна».

Светлана и Николай Пономаревы. Город без войны

На кого рассчитана. Читатели от 14 лет, предпочитающие экшн всякой романтике и «медленному чтению».

О чем книга. Мир после войны, воспринимаемый глазами воспитанника кадетского корпуса. Это отличное учебное заведение, где готовят настоящих офицеров, готовых умереть за свой лучший в мире Город и за его Главу. Но 15-летнего Сашку изгоняют из Корпуса по обвинению в предательстве: ради спасения собственной жизни ему приходится назвать предателем своего лучшего друга. Чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги, он становится штурмовиком-наемником, выполняющим самую грязную работу, — и ему открывается жестокая правда о Городе. На самом деле город окружен не врагами, а жителями таких же деградировавших городов, населенных столь же обездоленными и обманутыми людьми без будущего. Но, по слухам, если прорваться через кордон, можно добраться до удивительного города, где все иначе, где нет войны, и всегда светит солнце…

Ключевой конфликт. Саша поначалу даже не понимает, в чем его проблема и почему он не может ужиться с теми правилами, которые диктует ему военизированное общество. А проблема его в том, что он попросту не знает альтернатив и наивно полагает, будто тот образ жизни, который навязан сверху, — единственный возможный. «Город без войны» — история прозрения и, как следствие, взросления юноши.

На что похожа книга. Серия романов «Метро 2033» и компьютерные игры S.T.A.L.K.E.R.

Копирование материалов разрешено с активной ссылкой на источник. Права на материалы партнеров принадлежат их авторам. По вопросам сотрудничества писать kit@artdelivre.ru. 2018 (с) artdelivre.ru Политика конфиденциальности