Что рассказывает синий цвет о нашей истории

Можно ли рассказать об истории Западной Европы увлекательно, захватывающе и предельно достоверно? Да, если рассказывает Мишель Пастуро — французский историк-медиевист, обладающий помимо знаний об истории, геральдики и культурологии еще и прекрасным литературным слогом. Пастуро написал серию книг про цвет: синий, черный, зеленый (есть на русском), красный (переводится) и работает над другими.

Изучая историю цвета, можно узнать, как изменялось европейское общество. Например, в древности одежда была только трех цветов — белая (то есть чистая, новая), черная (то есть старая, грязная) и красная (то есть окрашенная). В те времена нуждались в простых и безвредных красителях, и примерно до 11 века выкрасить кусок ткани чаще всего означало «заменить его изначальный цвет на один из оттенков красного, от самых бледных охристых или розовых тонов до самых насыщенных пурпурных.»

В книге «Синий. История цвета» Пастуро рассказывает про первый синий краситель, привезенный в Европу из Азии — индиго, добываемый из листьев индигоноски. Интересно, что в средневековье индиго считали драгоценным камнем. «Дело в том, что листья индиго измельчали и превращали в тестообразную массу, которую высушивали, а потом вывозили и продавали уже в виде небольших брикетов. И покупатели в Европе принимали их за минералы. Вслед за Диоскоридом некоторые авторы утверждали, что индиго — полудрагоценный камень, разновидность лазурита.»

Еще Пастуро удивляет тем фактом, что древние греки, а вслед за ними и римляне, не различали синий цвет. Несмотря на то, что небо было всегда синим, а антропологи утверждают, что за две тысячи глазной нерв не изменился, в древней европейской культуре практически не упоминался синий цвет. Возможно, это было связано с образом варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов.

«Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. Теренций награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом — или вьющимися рыжими волосами, или огромным ростом, или тучностью — и то, и другое, и третье в Риме эпохи Республики считалось изъяном. Вот как он описывает персонажа своей комедии «Свекровь», написанной около 160 года до нашей эры: «Высокий, рыжий, толст, голубоглаз, кудряв, лицо в веснушках».»

С началом эпохи средневековья все резко изменилось. Стали популярными другие цвета, помимо белого, красного и черного, появилась новая культура. Темные, тусклые и угрюмые цвета отошли на задний план, уступив место ясным и жизнерадостным. Пастуро рассказывает про деревянную скульптуру Девы Марии, история которой хорошо иллюстрирует отношение общества к цвету. Созданная в 11 веке и изображенная в черном одеянии (в знак траура об умершем сыне), в 13 веке, согласно канонам готической иконографии и теологии, она была перекрашена в небесно-синий цвет (светлый, несущий добро и надежду). Однако в конце 17 века скульптуре придали «барочный» облик: ее покрыли позолотой. Этот цвет она сохраняла два столетия, до 1880 года, когда в соответствии с догматом о Непорочном Зачатии ее перекрасили в белый цвет.

В эпоху Возрождения с цветами все оставалось тоже не просто. Люди верили, что природа гармонична и любое вторжение в природные процессы, как изменение и смешивание, являются работой дьявола. В красильных мастерских никогда не смешивали две краски, чтобы получить третью. Художники накладывали слои друг на друга для создания разных оттенков, но прямое смешивание в палитре было недопустимо. Однако Леонардо да Винчи, который выписывал из разных источников секреты создания красок и писал трактат о живописи, по словам историков не пользовался сам этими советами и явно нарушал средневековые правила.

И наконец, на стыке 19 и 20 веков синий цвет встал во главе джинсовой эпохи. «Все джинсы Ливая Страусса с самого своего рождения в 1870 году были исключительно синего цвета, так как деним всегда окрашивали только индиго, и никакой другой краской. Ткань была слишком плотной, чтобы полностью впитать краситель. Но именно эта неровность окраски обеспечила изделиям их популярность: цвет был словно живой, владельцу брюк или комбинезона казалось, будто они меняются вместе с ним, разделяют его судьбу. Когда несколько лет спустя, благодаря успехам химии красителей, стало возможным окрашивать индиго любую ткань так, что окраска получалась ровной и прочной, производителям джинсов пришлось искусственно выбеливать или обесцвечивать синие брюки, чтобы они казались линялыми, как раньше.»

Мишель Пастуро создал главного героя из такого второстепенного, казалось бы, персонажа, как цвет. И с помощью него увлекательно, убедительно и динамично рассказывает, как менялись взгляды общества с древности до наших времен. Всего сто сорок страниц чистейшего культурологического наслаждения.

Ольга Журавская

Синий. История цвета

история, мишель пастуро, познавательно

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
avatar
1000

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о