«Ледоколы» — большой интерактив о покорении Арктики

В издательстве «Лабиринт Пресс» вышла еще одна, вторая после «Зова предков», исключительно «северная» по настроению книга. Так продолжается интерактивная серия «Книга-путешествие», отправляющая нас еще дальше во льды и снега.

«Ледоколы» — совершенно уникальное по содержанию издание. Авторы, люди хорошо знакомые с темой Севера и ледокольного флота, провели огромную работу, собирая материал для книги. Задача стояла непростая — рассказать интересным и доступным языком о сложных инженерных решениях, наглядно показать отличия ледоколов от других судов, увлечь серьезной, взрослой темой.

Детальные изображения двадцати девяти самых известных и прославленных ледоколов выполнил художник Сергей Пантелеев. Вот что он рассказал о своей работе.

На все иллюстрации у меня ушло больше пяти месяцев. Работа над каждым рисунком состояла из двух этапов. Сначала я рисовал судно карандашом. Начинал всегда с ватерлинии, затем определял общие пропорции корабля. Рисовал корпус судна, потом лед или волны у борта, затем переходил к палубам, надстройкам и мачтам. Заканчивал иллюминаторами и самыми мелкими деталями.

Следующий этап — это раскраска рисунка, работа с акварельными красками. Начинал также с корпуса судна. Использовал технику заливки, то есть несколькими слоями, с помощью переходов от света к тени добивался нужного объема корпуса. Затем переходил к раскрашиванию палубных надстроек, мачт, труб, такелажа и т. д. Это самый трудоемкий этап работы — у каждого судна огромное количество деталей. В конце работы над иллюстрацией раскрашивал лед и добавлял, если нужно, контур.

Каждый ледокол по-своему красив, но мне больше всего нравятся ледоколы 20-30-х годов прошлого века с их стремительными обводами и мачтами, с деревянными надстройками. В них есть что-то от эпохи парусников, которые я очень люблю. Особенно хорош ледорез «Литке», с острым носом и наклоненной назад трубой.

В советских ледоколах серии «Арктика» меня поразили размеры гребных винтов и осадка этих судов: оказалось, что они на несколько «этажей» уходят под воду, совсем как айсберги.

Во время работы над изображениями ледоколов, оснащенных вертолетными площадками, я представлял, как вертолеты взлетают и садятся на такие крошечные «аэродромы», рядом с мачтами, в условиях сильного ветра или частых в Арктике туманов.

Уверен, что у каждого ледокола найдется свой поклонник.

detskie-knigi - «Ледоколы» — большой интерактив о покорении Арктики - детский нон-фикшн

Сергей кропотливо отрисовал всю технику, а живописные картины создала художник Анна Михайлова, которая тоже рассказала о процессе работы над книгой.

Прежде чем иллюстрировать книги об Арктике, я много лет писала пейзажи, пробираясь все дальше на север, пока не оказалась на Шпицбергене. По-моему, Арктика идеально подходит для акварели, а акварель — для Арктики (Антарктида, судя по фотографиям, тоже, но нужно удостовериться лично). Много снега, воды и неба — это акварельные заливки; кое-где темные скалы полосой проступают из-под снега — это тоже акварелью пишется легко и естественно.

Но в книге «Ледоколы» надо было еще убедительно изобразить полярников, героических покорителей Севера. Это был профессиональный вызов. Мне повезло: мой муж в 2015 году участвовал в экспедиции на Северный полюс — они несколько месяцев дрейфовали на льдине. Так что определенное представление по его рассказам у меня было, а для некоторых иллюстраций он мне позировал, причем в своей собственной полярной одежде. Была как раз зима, вышли во двор, там снег — все, что требуется! Он ходил, стоял, садился, а я наблюдала и делала наброски, по которым потом создавала иллюстрации.

detskie-knigi - «Ледоколы» — большой интерактив о покорении Арктики - детский нон-фикшн

А вот что поведал о своей работе автор текста, журналист и писатель Вадим Худяков.

Покорение Арктики и Антарктики, экспедиции в высокие широты, подвиги полярников — эти темы мне близки и знакомы. Я уже писал книги для детей о Севере. В данной работе я чувствовал особую ответственность перед юной аудиторией, знающей и начитанной, поэтому провел много времени в архивах, изучая самую достоверную информацию. Ведь не зря кто-то сказал: для того, чтобы написать одну тонкую книгу, надо прочитать десять толстых.
Массу интересных подробностей я нашел, например, в книгах Никиты Кузнецова «Ледокол. Подлинная история „Михаила Сомова“, „Ленин“ — первый атомный ледокол» и других. Множество сведений технического характера открыл для себя в книге «Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг.» Владимира Андриенко. А прежде чем браться за раздел, посвященный легендарному ледоколу «Ермак», от корки до корки прочел книгу создателя этого уникального корабля, контр-адмирала Степана Макарова «„Ермак“ во льдах».

В итоге получился, надеюсь, достаточно увлекательный и познавательный рассказ об истории российских и зарубежных ледоколов с середины XIX века до наших дней. И, конечно, о сложной работе и подвигах полярников, водивших эти корабли к Северному полюсу и Антарктиде, зимовавших во льдах и побеждавших их.

Почему знать об этом важно для российских мальчишек (надеюсь, и для девочек тоже)? Ведь первое колесное судно, предназначенное для борьбы со льдами, появилось в США. Отличные ледоколы и ледорезы строили в Германии, Великобритании, скандинавских странах, и власти Российской империи обычно заказывали эти корабли за границей — наши верфи, к сожалению, тогда работали хуже, чем западные. Однако нам есть чем гордиться! Только в нашей стране есть атомные ледоколы, только в нашей стране существуют не просто отдельные суда, а ледокольный флот, один из самых больших в мире — просто потому, что в нашей огромной стране больше замерзающих портов, чем в любой другой. В России зимой замерзают Белое море, Финский залив Балтийского моря и северная часть Японского моря, нарушается судоходство по Охотскому и Берингову морям, практически весь год покрыты льдами море Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Ледяные поля можно встретить даже в Азовском, Каспийском и Черном морях. Везде требуются ледоколы, ледорезы, ледокольные буксиры и танкеры, даже ледокольные паромы.

Жители российского Севера, поморы, еще в древности строили кочи — надежные морские суда, которые успешно выдерживали встречи с ледяными полями. В XIX веке петербургский судовладелец Михаил Бритнев первым в истории приспособил для борьбы со льдами не колесное, а винтовое судно «Пайлот». А знаменитый «Ермак» — прародитель всех настоящих ледоколов — хоть и строился на английской верфи, но был полностью спроектирован российским ученым, исследователем, вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Вдоль российского побережья проходит Северный морской путь — его покорение столетиями было заветной мечтой полярных путешественников. И впервые сделать это за одну навигацию, без зимовки в пути, удалось именно нашим мореплавателям в 30-е годы ХХ века.

detskie-knigi - «Ледоколы» — большой интерактив о покорении Арктики - детский нон-фикшн

На счету советских и российских моряков-полярников много тяжелых походов и рекордных достижений.

А новая эпоха ледоколостроения, начавшаяся в середине ХХ века с появлением первого атомного ледокола «Ленин», продолжается и сейчас. Россия располагает большим и самым мощным ледокольным флотом в мире, лидерами которого являются полярные атомоходы. Благодаря им стала возможной круглогодичная навигация в Северном Ледовитом океане, а Северный полюс из мечты закаленных путешественников превратился в туристический объект, куда могут попасть все желающие. Правда, стоит это недешево.

Конечно, нельзя объять необъятное. Увы, многие интересные факты просто не уместились в формат детской книги. А ведь надо было отдать должное не только российским судам, но и ледоколам других стран, которые по праву вошли в историю освоения полярных морей Земли.

Кроме того, в наши дни создание новых ледоколов движется вперед такими быстрыми темпами, что уже при подготовке «Ледоколов и льдов» к печати мне пришлось несколько раз дополнять текст информацией о новых кораблях, которой при начале работы над книгой еще просто не было.

Поделиться
  • detskie-knigi - «Ледоколы» — большой интерактив о покорении Арктики - детский нон-фикшн

детский нон-фикшн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Копирование материалов разрешено с активной ссылкой на источник. Права на материалы партнеров принадлежат их авторам. По вопросам сотрудничества писать kit@artdelivre.ru. 2018-2020 (с) artdelivre.ru Политика конфиденциальности