Мишель Пастуро рассказывает детям о цвете

Французский писатель Мишель Пастуро, автор всемирно популярных «взрослых» книг об истории синего, черного, зеленого и красного цветов, написал об этом веселые и познавательные, красочные книжки для детей: «Пьер больше не боится черного», «У Валентины синие пятки», «Сюзанна выбирает красный». Вы замечали, что черный — очень красивый цвет, и может переливаться разными оттенками? А с красным связаны радость, сила и красота. Синий — это цвет мечты, спокойствия и мира. А у вас какой цвет любимый?

Но только ли о цветах книги Мишеля Пастуро? Об этом рассказывает переводчица всех трех книг Ольга Поляк.

Ольга Поляк, переводчица:

Цвет — одна из основных характеристик нашего восприятия мира, причем как внешнего, так и внутреннего. То, без чего не обойтись для полноты жизненного опыта. Цвет служит тропинкой от внешнего мира к внутреннему, и наоборот. Он напрямую связан с окрашенностью наших эмоций, мыслей, а, следовательно, и поступков, слов, жестов.

Дети в силу своей любознательности воспринимают цвета с особой чуткостью, открытостью ума и сердца, непосредственностью. Игра красок для них — настоящее приключение, отправная точка для странствий фантазии.

Пока еще свободные — вернее, относительно свободные, по крайней мере, по сравнению с взрослыми, — от культурных контекстов и принятых в обществе норм и систем ценностей, дети в гораздо большей степени, чем их родители, открыты и интуитивны в своем восприятии цвета. Они пока не связаны многими социальными условностями. Именно поэтому их оценка цветовой составляющей вещей и явлений очень точна и часто позволяет проникнуть в самую суть этих явлений. Дети наблюдательны, и оттого крайне внимательны к деталям и мелочам. А цвет — одна из ключевых характеристик любой детали. Детям интересно все. Они присматриваются к миру, пробуют его на вкус, нюхают, осязают, прислушиваются к нему и таким образом познают.

detskie-knigi - Мишель Пастуро рассказывает детям о цвете -

Вдобавок цвет — это дверь в мир эмоций, и том числе поэтому палитра мира так важна для детей, чей эмоциональный строй пребывает в становлении и для которых каждое испытанное чувство — жизненный опыт, шаг в познании окружающего мира и самих себя. Окраска мира и окраска эмоций неотделимы друг от друга. Цвета входят в резонанс с нашим внутренними миром. Мы выбираем тот или иной цвет потому, что он созвучен нашей душе и психике, хорошо рифмуется с особенностями нашей личности.

Выбор цвета — один из способов нашей коммуникации с внешним миром. С помощью цвета наше «я» заявляет о себе, обозначает свой неповторимый контур. У Мишеля Пастуро Сюзанна выбирает красный. Отправляясь на день рождения к Мадлен, она надевает красные брюки, и ее маме остается только всплеснуть руками и покачать головой, глядя на выглаженное розовое платье, которое она приготовила для дочки. А Валентина настаивает на том, чтобы ей купили синие туфли, а никак не черные. «В черных я слишком взрослая. Не хочу быть похожей на взрослую», — говорит она.

Мишель Пастуро неслучайно начинает свою серию книг о цветах с черного. «Зачем вообще нужен черный? — недоумевает Пьер. — Разве это такой же цвет, как остальные?» И в ответ на доводы папы (тот говорит, что черный — это на самом деле очень красиво) он вскрикивает с досадой и слезами на глазах: «Нет! Черный — это некрасиво, и это не настоящий цвет!».

detskie-knigi - Мишель Пастуро рассказывает детям о цвете -

Почему у Пьера из глаз брызнули слезы? Перед нами одна из ступенек его взросления, так точно подмеченная Пастуро с помощью неброской детали, на которую сперва можно и не обратить должного внимания. Пьер так реагирует потому, что папа своими словами расшатывает его представление о мире. То, что мальчик считал незыблемым и устойчивым, ставится под сомнение. И как тут быть? Постепенно через изменение восприятия черного цвета взгляд Пьера на мир становится другим, а это процесс, как известно, зачастую болезненный. Интересно то, что папа сперва вводит Пьера в культурный контекст, объясняя ему значение черного цвета (элегантность, изысканность и проч.). Но Пьер, скорее, возмущен несправедливостью: такому некрасивому цвету — да и не цвет это вовсе — воздаются столь большие почести. Но когда папа ведет мальчика на выставку художника Пьера Сулажа, тогда все происходит совсем иначе и начинается настоящий диалог между Пьером и черным цветом. Вовлекается эмоциональное и непосредственное зрительное восприятие ребенка, картины обращаются к его чутью и интуиции, и Пьер понимает, что черного цвета не просто не стоит бояться, но что он способен раскрыться с совсем неожиданной стороны, как прекрасное созвучие всех цветов, целая мерцающая радуга красок, «разноцветная мелодия», как пишет Пастуро.

Стоит отметить, что Пастуро очень искусно удерживает баланс между толкованием культурного значения цвета и его непосредственным, «осязаемым» наполнением, эмоциональным спектром — а последнее гораздо более понятно детям. Ведь все мы входим в культурный контекст постепенно; этот процесс, в сущности, длится всю жизнь. И в то же время для понимания каждого из цветов Пастуро вовсе не устанавливает жесткие рамки: наоборот, у его персонажей происходит расширение восприятия мира, где каждое явление — самобытно, каждый человек — уникален. В каждой из книг Пастуро помещает своего героя в ситуацию испытания — в первую очередь, испытания психологического, когда ребенку приходится отстаивать свою индивидуальность. И предпочтение (или отторжение, как в случае с черным) того или иного цвета служит маркером неповторимых личностных характеристик.

detskie-knigi - Мишель Пастуро рассказывает детям о цвете -

Это испытание индивидуальности на прочность и гибкость одновременно. На прочность — потому что ребенку нужно утвердить право своего «я» на существование, право быть собой; на гибкость — потому что он (да и взрослые тоже) учится быть открытым новому. Для Пьера это испытание страхом перед черным цветом, для Валентины — неурядицами, которые ей принес ее любимый синий цвет, так что она должна снова утвердить его в законных правах (в чем ей помогает бойкая подруга Алиса из племени синеногих). Сюзанна, казалось бы, сперва отстояла свой выбор красного цвета, однако на дне рождения Мадлен ее право быть собой снова подвергается испытанию.

Иными словами, Пастуро пишет о том, как ребенку не бояться и не стесняться того, что он такой, какой есть. О том, как научиться уважать свою индивидуальность, а также индивидуальность других людей. Пастуро рассказывает нам о преодолении страха. Показательно, что первая из цикла его книг — о черном цвете. Черный, как правило, вызывает в детях отторжение и связан с чувством страха. В первых же строчках Пастуро пишет, как страшно Пьеру в своей комнате, когда он лег спать, «ведь в темноте все вокруг — черное». Перед нами рассказ об избавлении от страха — любого страха, в чем бы он ни коренился. По большому счету, все три книги — о преодолении ребенком страха быть самим собой. Автор заставляет своих персонажей посмотреть в лицо страху прямо и честно, рассмотреть его пристально, понаблюдать за ним и его преодолеть. Дети понимают, насколько важно доверять себе и быть таким, какой ты есть, выбирая свой любимый цвет и заявляя о своей индивидуальности — смело, без стеснения и боязни, что ты чем-то хуже других лишь потому, что от них отличаешься.

Копирование материалов разрешено с активной ссылкой на источник. Права на материалы партнеров принадлежат их авторам. По вопросам сотрудничества писать kit@artdelivre.ru. 2018 (с) artdelivre.ru Политика конфиденциальности