Skip to main content

Книжное удовольствие

Фандорин попрощался, на этот раз без читательских сожалений

Хорошо, что есть аудиоверсия заключительной книги про Эраста Фандорина. Слушая голос Александра Клюквина и одновременно выгуливая собаку, только так можно было выдержать этот литературный компот. Предпочитаю собственную версию событий, где Фандорин после выхода из комы уехал на следующие 40 лет в Японию вместе с Масой, а все это — плод фантазии лже-Акунина. Потому что гениального сыщика и статского советника Российской империи в этой книге просто нет. Есть три его бледные тени — Фандорин на инвалидной коляске, монах Фандорин с седой бородой и Фандорин под действием энергии инь (подкаблучник то есть).

Акунину явно надоел его герой, но надо же написать про продолжение рода и провести линию к серии про Николаса Фандорина. Линий тут десятки — дочь героини из «Турецкого гамбита», герой из «Весь мир — театр», старинный документ из «Алтын-Толобас», нефритовые четки из одноименного сборника, воспоминания о приключениях в Америке и Японии, аллюзия к «Азазель», а половина книги и вовсе про Алексея Романова, главного героя серии «Смерть на брудершафт». Вероятно, Григорий Шалвович предполагает, что читатели заинтересуются, захотят купить предыдущие его книги, и тем самым принесут деньги в европейскую казну.

Теперь о хорошем. Как обычно, присутствует акуниновская объективность в описании неоднозначных событий 1918-1920 годов. Он рассказывает белую, красную, черную, зеленую и коричневую правду, предоставляя читателям делать выводы самим. Фандорин отказывается вставать на сторону красных или белых, и по-прежнему борется только с «акунинами». В логове анархистов Эрасту удается даже разгадать реальную детективную загадку и найти убийцу невинных людей. Но, если не считать крошечный эпизод с пропажей иголок в вагоне поезда в самом начале книги, больше расследований нет. То центральное расследование, которое якобы должно быть интригой, настолько банально, что вызывает раздражение. Любой думающий читатель догадается о том, кто взорвал детский дом, намного раньше Фандорина.

О хорошем не получается, про плохое больше не буду писать. Все-таки это последняя книга об Эрасте Фандорине, где он встречает «Елизавету третью» и наконец-то оставляет наследника. Те, кто прочитал все предыдущие книги серии, не могут пропустить эту. Кстати, про последнюю — конец типично акуниновский, смерть без трупа и реальных свидетелей. Так что, возможно Фандорин и вправду уехал в Японию.

P.S. Для поклонников ретродетектива и Российской империи конца 19-го — начала 20-го века. Советую обратить внимание на писателя Николая Свечина и его серию про сыщика Алексея Лыкова. Там нет таких закрученных сюжетных линий, как у Акунина в предыдущих книгах, но атмосфера того времени передана восхитительно, и написано все точно, качественно и увлекательно. Особенно интересно, что действие происходит не только в Москве и Петербурге — Лыков также исследует Нижний Новгород, Казань, Варшаву, Ригу, Тифлис и другие города. Это такой учебник истории в виде детектива. Читаю его с огромным удовольствием.

Поделиться
knizhnye-obzory - Фандорин попрощался, на этот раз без читательских сожалений - детектив

Копирование материалов разрешено с активной ссылкой на источник. По вопросам сотрудничества писать kit@artdelivre.ru. 2018-2022 (с) artdelivre.ru Политика конфиденциальности