Фандорин попрощался, на этот раз без читательских сожалений

Хорошо, что есть аудиоверсия заключительной книги про Эраста Фандорина. Слушая голос Александра Клюквина и одновременно выгуливая собаку, только так можно было выдержать этот литературный компот. Предпочитаю собственную версию событий, где Фандорин после выхода из комы уехал на следующие 40 лет в Японию вместе с Масой, а все это — плод фантазии лже-Акунина. Потому что гениального сыщика и статского советника Российской империи в этой книге просто нет. Есть три его бледные тени — Фандорин на инвалидной коляске, монах Фандорин с седой бородой и Фандорин под действием энергии инь (подкаблучник то есть).

Акунину явно надоел его герой, но надо же написать про продолжение рода и провести линию к серии про Николаса Фандорина. Линий тут десятки — дочь героини из «Турецкого гамбита», герой из «Весь мир — театр», старинный документ из «Алтын-Толобас», нефритовые четки из одноименного сборника, воспоминания о приключениях в Америке и Японии, аллюзия к «Азазель», а половина книги и вовсе про Алексея Романова, главного героя серии «Смерть на брудершафт». Вероятно, Григорий Шалвович предполагает, что читатели заинтересуются, захотят купить предыдущие его книги, и тем самым принесут деньги в европейскую казну.

Теперь о хорошем. Как обычно, присутствует акуниновская объективность в описании неоднозначных событий 1918-1920 годов. Он рассказывает белую, красную, черную, зеленую и коричневую правду, предоставляя читателям делать выводы самим. Фандорин отказывается вставать на сторону красных или белых, и по-прежнему борется только с «акунинами». В логове анархистов Эрасту удается даже разгадать реальную детективную загадку и найти убийцу невинных людей. Но, если не считать крошечный эпизод с пропажей иголок в вагоне поезда в самом начале книги, больше расследований нет. То центральное расследование, которое якобы должно быть интригой, настолько банально, что вызывает раздражение. Любой думающий читатель догадается о том, кто взорвал детский дом, намного раньше Фандорина.

О хорошем не получается, про плохое больше не буду писать. Все-таки это последняя книга об Эрасте Фандорине, где он встречает «Елизавету третью» и наконец-то оставляет наследника. Те, кто прочитал все предыдущие книги серии, не могут пропустить эту. Кстати, про последнюю — конец типично акуниновский, смерть без трупа и реальных свидетелей. Так что, возможно Фандорин и вправду уехал в Японию.

P.S. Для поклонников ретродетектива и Российской империи конца 19-го — начала 20-го века. Советую обратить внимание на писателя Николая Свечина и его серию про сыщика Алексея Лыкова. Там нет таких закрученных сюжетных линий, как у Акунина в предыдущих книгах, но атмосфера того времени передана восхитительно, и написано все точно, качественно и увлекательно. Особенно интересно, что действие происходит не только в Москве и Петербурге — Лыков также исследует Нижний Новгород, Казань, Варшаву, Ригу, Тифлис и другие города. Это такой учебник истории в виде детектива. Читаю его с огромным удовольствием.

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть 2

борис акунин, ретродетектив, рецензия, российская литература, эраст фандорин

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
avatar
1000

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о